Горе вам за то, что вы похваляетесь своим богатством и довольством: все это разольется как вода

 Затем Енох, обращаясь к своим потомкам, начал наставлять их из книг. Я говорю вам, наставлял он их, о детях правды и о растении праведности (т. е. об избранном народе Божием) согласно с тем, что мне было открыто. Я родился седьмым в первую седмину, когда над миром еще не было суда. После меня во вторую седмину возрастет нечестие и совершится первый конец мира (потоп), от которого спасется только один муж; затем в конце третьей седмины будет избран в растение правды один муж (Авраам). К концу четвертой седмины будет дан закон и выстроен двор (скиния); но навсегда и навечно устроен будет дом славы в конце пятой седмины (при Соломоне). После этого в шестую седмину все будут ослеплены и забудут мудрость; тогда же будет взят вверх один муж (Илия); а в конце седмины дом господства будет сожжен и избранный корень (еврейский народ) рассеян. В седьмую седмину восстанет отпадший род, но в конце ее получат награду праведники и им дано будет «семикратное наставление» обо всем творении Божием. Ибо найдется ли кто-нибудь такой сын человеческий, который мог бы проникнуть в намерения Божии, или познать тайны вселенной, или измерить притяжение земли и величину неба, или проникнуть в законы небесных светил? (92–93 гл.). И теперь я говорю вам, мои дети: ходите по путям правды и мира и не забывайте моих наставлений. Ибо горе всем совершающим неправду и обман, приобретающих нечестным путем богатство и полагающимся на него. О, если бы мои очи были тучей дождевой, чтобы выплакать печаль своего сердца! Да постигнет вас, грешники, суд! Горе вам всем, изрекающим проклятия, делающим зло ближнему, лжесвидетелям и вообще грешникам, преследующим праведных! А вы праведные утешайтесь надеждою, что вы будете господствовать над ними: придет время, когда птенцы ваши взлетят выше орла и коршуна, и будут безопасны, как кролик в норе; блестящий свет будет над вами и Господь призовет вас к покою. Вам же, грешники, горе, – горе за то, что вы при помощи богатства можете лицемерно казаться праведными, а в то же время пользуетесь всеми благами земли, совершая неправду и притесняя праведных. Ибо куда вы укроетесь в тот день, когда молитва праведных проникнет к Богу и все ваши неправедные речи и дела будут открыты пред Господом? Горе же вам, грешники, всюду и на море, и на суше! Горе вам за то, что вы похваляетесь своим богатством и довольством: все это разольется как вода (94–97 гл.).


Доселе Енох обращался с своею речью одинаково как к праведникам, так и к грешникам: но с 98 главы он обращается с своими обличениями главным образом к последним. – Будет время, предрекает Енох, когда мужчины будут возлагать на себя украшений больше, чем женщины; но все величие грешников, вся их власть, богатство, красота и довольство разольются подобно воде. Я клянусь вам, грешники, что все ваши грехи известны на небесах, ибо они записываются изо дня в день. Посему горе вам, безумные, так как вы приготовлены к погибели и ко дню великого позора! Горе вам, ожесточенные, питающиеся кровью и наслаждающиеся благами жизни незаслуженно! Горе тем, которые презирают слова праведных, а свои лживые речи записывают! Горе всем, повинным в нечестии! Ибо в последние дни, во дни смятения народов, из чрева матери выйдет плод и грудное дитя будет брошено матерью; это будет служить наказанием за то, что люди будут поклоняться нечистым духам и бессильным идолам. Посему горе всем, кто распространяет зло, притесняет ближнего и отвергает наследие отцов, потому что Господь за все это низринет их славу. В те дни откроется между людьми такая вражда, что отец не будет щадить своих детей и брат брата, тогда в крови будет ходить конь по грудь и колесницы потонут до верху. Ангелы сойдут тогда с неба, чтобы собрать нечестивых в одно место для суда; а праведников они будут охранять как зеницу ока. Грешников же постигнет ужас и они будут гореть в пламени; об их греховных делах ангелы будут выведывать у солнца, луны и вообще всей природы, ибо она знает все их грехи. Посмотрите, дети земли, на творения Всевышнего: что было бы с вами, если бы Он задержал дождь и росу, пославши на вас Свой гнев? Не страшатся ли управители кораблей во время бури за свое имущество и за свою жизнь? Не подчинено ли Всевышнему море и не засыхает ли оно от Его угроз? Да и вся природа не есть ли послушное Богу творение? Только грешники не боятся Всевышнего и преступают Его волю. Поэтому в последние дни Он пошлет на них мучительный огонь и они, пораженные страхом, не найдут себе места, где бы спастись (98–102:3). Вы же, праведные, не бойтесь ничего и не скорбите о том, что ваша душа по смерти сойдет в царство мертвых и что вы останетесь без награды на земле. Пусть грешники говорят вам: «нет никакой пользы от добродетели, потому что смерть – общий удел как грешников, так и праведников»; так говорит нечестивый потому, что для него достаточно есть, пить, притеснять другого, приобретать силу и пользоваться благами жизни. А посмотрите, как мирен конец праведников, когда их совесть чиста от обвинения в насилии. Я видел на небесных скрижалях описание всех благ, приготовленных для праведников: так нужно ли им обращать внимание на поношение грешников? Кто назовет нечестивого блаженным за то только, что он пользовался благами земной жизни, тот пусть припомнит, что ожидает грешника после смерти и во дни суда. Пусть же праведные не жалуются на перенесенные ими тяготы земной жизни и на постоянные притеснения со стороны сильных: Всевышний не забыл праведников, ибо Ему постоянно напоминают об них ангелы. Поэтому вы, праведные, не теряйте надежды: вы будете сиять подобно небесным светилам, а властители получат отмщение за ваши страдания. Грешники же не должны успокаивать себя ложною мыслью о том, будто грехи их неизвестны: нет, они ежедневно записываются ангелами и их видит не только свет, но и мрак. Я знаю, что грешники будут изменять слова праведности (учение Еноха) и писать книги о своих лживых речах; но если бы они правильно писали и переводили мои книги, то они послужили бы им к великой мудрости и праведности. В последние дни эти книги будут служить свидетельством о мудрости праведников. Тогда Господь и Его Сын соединятся навечно и праведные будут жить в мире (102:4–105).

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smirnov/kniga-enoha/